Тема урока пищеварение в кишечнике биология 8 класс

Урок биологии 8 класс «Пищеварение в кишечнике»

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Цель: изучить процессы, происходящие в кишечнике, объяснить значение понятия «всасывание».

образовательные: раскрыть материал о пищеварении в кишечнике, роли поджелудочной железы, печени, кишечных желез в пищеварении, о всасывании питательных веществ в пищеварительном канале; познакомить школьников с этапами пищеварения в тонком кишечнике;

развивающие: сформировать умение выделять главное, сравнивать, делать самостоятельные выводы, умение анализировать, самостоятельно выполнять задания; развивать логическое мышление на основе выполнения заданий, продолжить формирование умения работать с учебником.

воспитательные: формирование ценностного отношения учащихся к организму человека и здоровью.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Новые знания: двенадцатиперстная кишка, желчь, полостное пищеварение, пристеночное пищеварение, тонкая кишка, толстая кишка, слепая кишка, печень, аппендикс, всасывание, ворсинки.

Опорные знания: желудок, ферменты, белки, жиры, углеводы, минеральные соли.

Форма проведения: урок.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, видеоролик «Всасывание в током кишечнике», Электронное образование материалы КМ-Школа. Урок 30. Роль пищеварительных желез. Кишечное пищеварение; муляж тела человека.

Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8(9) класс. М.:ВАКО, 2007. – 416 с.

Саваневский Н.К. Биология. Человек и его здоровье: тестовые задания для подготовки к централизованному тестированию/ Н.К.Саваневский, Г.Е.Хомич; под ред. Н.К.Саваневского. – Минск: Новое знание, 2008. – 382 с.

— Ребята, встали, успокоились, приготовились к уроку. Здравствуйте! Садитесь. Кто сегодня дежурный? Кто в классе отсутствует?

Открыли тетради записали число, классную работу и тему урока: «Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ». Итак, на прошлых двух уроках вы изучили пищеварение в ротовой полости и желудке. Далее пищевой комок попадает в самый длинный отдел – кишечник.

Как вы считаете, какие цели мы можем сегодня перед собой поставить?

Как вы знаете на протяжении всего пищеварительного канала имеются особые пищеварительные железы. Зная это, что еще мы можем узнать на уроке?

Цель урока: изучить процессы, происходящие в кишечнике, роль желез в пищеварении и понять, что такое всасывание и как оно происходит.

Использование методики ЭЙ АР ГАЙД для сравнения знания и точки зрения учеников по теме до и после изучения материала и выполнения заданий.

— Необходимо выяснить какие процессы происходят в кишечнике.

— Можно узнать, как влияют на пищеварение пищеварительные железы.

Чтобы проверить хорошо ли вы усвоили материал прошлого урока, выполните следующие задания.

Ответьте на тестовые задания.

В желудке различают:

д) все вышеперечисленное.

2. Пищеварительный фермент желудочного сока.

3. Какие вещества расщепляются в желудке?

4. В какой среде активен фермент желудочного сока?

5. Что защищает стенки желудка от переваривания?

в) наличие фермента

6. Кто изучал пищеварение методом фистул?

7. Каким путём осуществляется регуляция пищеварения?

а) непереваренные остатки пищи;

б) смесь перетертой пищи с пищеварительными соками;

в) фермент желудочного сока;

Ответы: 1.д; 2.в; 3.а; 4.в; 5.б; 6.б; 7.в; 8.б.

Проверка заданий, корректировка знаний учащихся, выявление ошибок.

Учащиеся выполняют тестовую работу.

Пищевая кашица из желудка маленькими порциями попадает в самую длинную часть пищеварительного тракта – кишечник, состоящий из тонкой и толстой кишки.

Использование материалов КМ-Школа. Урок 30. Роль пищеварительных желез. Кишечное пищеварение

Ближайший к желудку участок тонкой кишки – двенадцатиперстная кишка. Переваривание пищи происходит главным образом за счет ферментов поджелудочной железы и кишечного сока с участием выделяемой печенью желчи.

По особому протоку в двенадцатиперстную кишку стекает поджелудочный (панкреатический сок)

Возможно дополнение со стороны учителя.

Поджелудочная железа – это вторая по величине железа пищеварительного тракта. Железа имеет серовато-красный цвет, простирается в поперечном направлении от двенадцатиперстной кишки до селезенки.

Состоит из клеток 2 видов: одни клетки выделяют пищеварительный сок,

человека отделяется около 1,5-2 л. поджелудочного сока.

Нервная и гуморальная регуляция сокоотделения.

Выработка сока поджелудочной железы начинается под влиянием условных и безусловных рефлексов. При подготовке к еде и начале поглощения пищи по блуждающему нерву к органам поступают нервные импульсы. Но большая часть сока вырабатывается под влиянием специальных гормонов уже после того, как пища из желудка поступит в двенадцатиперстную кишку.

Поджелудочный сок слабощелочной реакции.

Сюда по особому протоку попадает желчь – вырабатываемый печенью сок.

Печень – называют «химической лабораторией», «продовольственным складом», «диспетчером организма». Что же лежит в основу этих выражений?

Принимает участие не только в процессе пищеварения.

Она также выполняет одну из жизненно важных функций – обезвреживание ядовитых веществ, поступающих в кровь от органов пищеварения. В печени гибнет множество вредных для организма бактерий.

Если в крови много глюкозы, то часть ее задерживается. Если же бедна, то наоборот, обогащается. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена – животного крахмала.

Печень служит хранилищем витаминов и обогащается ими особенно летом и осенью.

Одной из важнейших функций печени и синтез белков плазмы – альбуминов и фибриногена, а также протромбина.

В печени вырабатывается желчь, которая по желчному протоку попадает в двенадцатиперстную кишку. Избыток желчи собирается в желчном пузыре и может использоваться, когда в двенадцатиперстной кишке происходит усиленное пищеварение.

Образование желчи в клетках печени происходит непрерывно, но ее выделение в двенадцатиперстную кишку происходит лишь через 5-10 минут после приема пищи и продолжается 6-8 часов. Суточная секреция желчи составляет около 1 литра. Желчь не содержит ферменты.

Каково же тогда значение желчи?

— благодаря ее действию облегчается переваривание жиров;

— она повышает активность ферментов;

— повышает растворимость жирных кислот;

— усиливает движение кишки;

— задерживает гнилостные процессы в кишечнике.

В расщеплении белков, углеводов, жиров принимают участие ферменты

кишечного сока, который вырабатывается железами слизистой оболочки тонкой кишки, за сутки выделяется до 2 л. кишечного сока.

Здесь же происходит всасывание продуктов переваривания.

Далее учитель информирует учащихся, что данный материал записывается за пределами таблицы.

Тонкая кишка является центральным отделом пищеварительного тракта, где заканчиваются процессы пищеварения, и продукты пищеварения интенсивно всасываются в кровь.

Этому способствуют приспособления тонкого кишечника, которые с одной стороны, должны замедлять продвижение пищевых масс по этому отделу (для лучшего пищеварения), с другой – увеличить поверхность слизистой оболочки тонкой кишки.

Длина кишечника у человека в среднем составляет 5-6 метров. Кишечник взрослого человека в 4 раза длиннее туловища, а у ребенка в 6 раз. Чем длиннее кишечник, тем дольше задерживается в нем пища (следовательно, лучше переваривается и всасывается). Кроме того, оптимальному перемешиванию содержимого кишки с пищеварительными соками и увеличению времени нахождения в ней способствуют перистальтические движения тонкой кишки.

Стенка тонкой кишки образована:

— слизистой оболочкой, подслизистой тканью, мышечной и серозной оболочками. Слизистая оболочка тонкого кишечника образует складки, покрытые ворсинками.

На слизистой оболочке тонкой кишки в 1 кв.см, находится до 2500 ворсинок.

Длина ворсинок до 1 мм.

Пищеварение в тонком кишечнике происходит в три этапа:

1) полостное пищеварение;

-Как вы считаете какое определение подходит к этому понятию?

2) пристеночное или мембранное пищеварение.

Это явление было открыто русским ученым А.М.Уголевым. Что важно, пристеночное пищеварение идет на той ж поверхности тонкой кишки, которая обладает функцией всасывания.

Их стенка состоит из однослойного эпителия. В каждую ворсинку входят кровеносные и лимфатические сосуды. Вдоль ворсинки заложены гладкие мышечные клетки, которые во время пищеварения сокращаются, а содержимое их кровеносных и лимфатических сосудов выдавливается и уходит в общий ток крови и лимфы. Ворсинки сокращаются от 4 до 6 раз в минуту. В кровь всасываются вода, растворенные в ней минеральные соли, аминокислоты и продукты расщепления углеводов. Глицерин и жирные кислоты в эпителиальных клетках ворсинок соединяются и образуются жиры, характерные для организма человека, затем они поступают в лимфу, после в кровь.

Из тонких кишок невсосавшаяся часть пищи переходит в начальный участок толстой кишки – слепую кишку. Слизистая оболочка толстой кишки ворсинок не имеет, её клетки выделяют слизь. В толстой кишке находится богатая бактериальная флора, вызывающая сбраживание углеводов и гниение белков. В результате микробного брожения расщепляется растительная клетчатка, на которую не действуют ферменты пищеварительных соков, поэтому она и не усваивается в тонких кишках и неизменной поступает в толстую кишку. Под влиянием вызывающих гниение бактерий происходит разрушение невсосавшихся аминокислот и других продуктов переваривания белка. При этом образуются газы и ядовитые вещества, которые, всасываясь в кровь, способны вызывать отравление организма. Эти вещества обезвреживаются в печени.

Читайте также:  Психосоматика геморроя геморрой психологические причины у женщин

В толстой кишке преимущественно происходит всасывание воды (до 4 литров в сутки), а также глюкозы и некоторых лекарственных препаратов. От пищевой кашицы остается менее 130-150 г кала, в состав которого входят слизь, остатки отмершего эпителия слизистой оболочки, холестерин, продукты изменения пигментов желчи, сообщающие калу характерный цвет, непереваренные остатки пищи, большое количество бактерий.

Передвижение пищевых остатков в толстой кишке происходит за счет сокращения ее стенок. Каловые массы скапливаются в прямой кишке. Дефекация (опорожнение кишечника) – процесс рефлекторный, возникающий на раздражение калом рецепторов слизистой оболочки прямой кишки при достижении определенного давления на ее стенки. Центр дефекации находится в крестцовом отделе спинного мозга. Акт дефекации подчинен и коре больших полушарий головного мозга, чем обусловлена произвольная задержка дефекации.

Весь материала учащиеся записывают в виде таблицы, состоящей из 6 столбцов: 1-Орган, 2-Особенности строения, 3-Пищеварительные железы, 4-Ферменты, 5-Действие ферментов, 6-Выполняемые функции.

Используя материал КМ и информацию в учебнике учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.

Источник

Урок биологии «Пищеварение в желудке и кишечнике» 8 класс

Тема урока. Пищеварение в желудке и кишечнике.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями пищеварения в желудке и кишечнике. Дать представление о железах желудка и выделении желудочного сока, о роли соляной кислоты, формирующей кислую среду, которая способствует перевариванию белков. Обратить внимание на ферменты желудка, процесс пищеварения в желудке. Познакомить с разнообразными железами кишечника. Показать значение желчи в процессах переваривания жиров. Обратить внимание на ферменты, которые выделяет поджелудочная железа и железы стенок кишечника. Рассмотреть механизмы пристеночного пищеварения и всасывания веществ через микроворсинки.

Верите ли вы в то, что:

-Я сегодня буду проводить у вас урок?

— Что завтра на улице выпадет снег?

— Что к органам пищеварения относятся: желудок, легкие, сердце?

— Что пищеварение начинается в желудке?

— Что расщепление углеводов происходит без участия слюны?

— Что есть нужно быстро, можно не пережевывать пищу?

— Что сложное тоже может быть интересным?

— А давайте это проверим сегодня!

Тема. Пищеварение в желудке и кишечнике.

А цель нашего урока я хочу, чтобы вы сформулировали сами.

— О чем вы хотите узнать на уроке?

— Будет ли это нужным в вашей жизни? Понадобятся ли вам эти знания?

Это и будет целью нашого урока.

Сегодня мы будем путешествовать с вами по этим отделам пищеварительной системы вместе с героями книги американского автора Кэрол Доннер «Тайны анатомии».

Перед тем как начать наше путешествие, выберем себе экскурсовода, который будет сопровождать нас. Вот путеводитель. Все готовы? В путь!

Из путешествий Макса и Молли

В это время прямо перед собою они увидели довольно широкий уступ, спрыгнули, уцепились за него и с ужасом наблюдали, как струя водопада катится над ними в бездонную черную пропасть.

Внезапно уступ откинулся вверх и прижал их к стене.

… Пищевод закончился. Под ними бурлило свирепое, горячее море в содрогающейся пещере. Стены ее ходили ходуном, изгибались, терлись друг о друга, по морю плясали волны, а сверху сыпался мелкий едкий дождичек.

— По-моему, у меня начинается морская болезнь! – сказал Макс…

В какой орган попали близнецы?

Итак, путешествие у нас сказочное, а отвечать на вопросы мы будем с научной точки зрения.

1. Какой дождь шел в желудке, и что близнецы назвали горячим морем?

2. Во внутренней стенке желудка есть три типа железистых клеток, которые вырабатывают желудочный сок. Что выделяет каждая группа клеток, расположенных на внутренней стенке желудка?

3.Что называют желудочным соком?

4.Какие вещества расщепляются в желудке?

5.Какие ферменты принимают участие в расщеплении веществ в желудке?

6.Какая химическая середа активизирует ферменты желудка?

(Слайд 3) Состав желудочного сока:

4. Ферменты (пепсин, липаза)

Ферменты желудочного сока

Пепсин-способствует расщеплению молекул сложных белков на простые.

Липаза – расщепляет эмульгированные жири (жир молока).

Регуляция секреции желудка (слайд 4)

-раздражение рецепторов ротовой полости и стенок желудка

-центр находится в продолговатом мозге

(Фото Павлова И.П. и методика фистулы, для исследования рефлекторного выделения желудочного сока)

Запомните! Чтение, разговоры во время употребления пищи, отрицательные эмоции тормозят выделение желудочного сока.

В головному мозге – центры голода и насыщения

ІІ Гуморальная регуляция

— Биологически активные вещества, которые выделяются железами во время пищеварения;

— вещества, стимулирующие соковыделение, содержатся в отварах мяса, рыбы, овощей.

Продолжаем наше загадочное путешествие. Движемся дальше!

Объясните, о каком органе и особенностях его строения идет речь в этом отрывке?

Из путешествий Макса и М ол ли

… Вскоре среди складок желудка появилось небольшое отверстие, которое начало расширяться. Извивающиеся стенки желудка сжались одновременно. Близнецы еле удержались на плотике, так стремительно он проскочил в отверстие. Близнецы лежали, переводя дух, а плотик двигался все дальше под красными сводами круглого туннеля.

-Перистальтика. Больше вам грести не понадобится.

— Хорошо, что тут как будто ничего особенного не происходит, примирительно сказала Молли.

— А где кровь? – Молли посмотрела вокруг, но увидела только мягкие красные своды, да реку растворенной пищи. В реку из стенки лился зеленый водопад.

— Н о почему водопад зеленый? – поинтересовался Макс…

Итак, о каком органе идет речь в этом отрывке? (Тонкий кишечник.)

Частично переваренная в желудке пища (химус), благодаря сокращению мышц желудка поступает порциями в следующий отдел пищеварительного канала – тонкий кишечник. Его разделяют на три отдела: двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишки.

Близнецы Макс и Молли путешествовали по пищеварительной системе, но они не побывали в ее железах, о которых мы сей час узнаем..

(Слайд 5 ) Общее строение органов пищеварения.

Именно в двенадцатиперстную кишку впадают протоки поджелудочной железы и самой большой пищеварительной железы …. Печени.

Поджелудочная железа расположена по желудком, между селезенкой и двенадцатиперстной кишкой. Это железа смешанной секреции, внешнесекреторная функция которой состоит в вырабатывании пищеварительного сока. За сутки выделяется 1,5-2л поджелудочного сока.

Ферменты поджелудочного сока

Трипсин- расщепляет белки до аминокислот

Амилаза – расщепляет углеводы до глюкозы

Если бы у вас спросили, какой орган нашего тела самый горячий, вы, наверное, затруднились бы ответить. А между тем его название помагает правильно ответить на вопрос. Этим органом является печень.

(слайд 7) Функции печени

2.Обменная – принимает участие в обмене углеводов, белков, жиров, витаминов

3.Секреторная- образование желчи

4.Принимает участие в кроветворении и процессах свертывания крови

В печени постоянно образуется желчь.

hello html 3106af67

(Слайд 9) Состав желчи

— за сутки выделяется 500-700 мл желчи

— Состав: вода, желчные кислоты, желчные пигменты (биллирубин),холестерин, неорганические соли

(Слайд 10) Значение желчи

— Усиливает действие всех ферментов( действие липазы усиливается в 15-20 раз)

— Способствует растворению и всасыванию жирных кислот

— Усиливает двигательную активность кишечника

— Вызывает усиление соковыделения поджелудочной железы

— Задерживает процессы гниения в кишечнике.

1Что называли близнецы «зеленым водопадом», откуда он выливался и для чего?

2. Попробуйте ответить на вопрос Макса: «Почему водопад был зеленый?»

3. Что такое перистальтика, о которой говорил Вольняшка? Каково ее значение?

4.Какие вещества расщепляются в кишечнике?

5.Какие ферменты принимают участие в расщеплении веществ в кишечнике?

6.Какая химическая среда активизирует ферменты кишечника?

Состав кишечного сока

— ферменты: амилаза, мальтаза, липаза, энтерокиназа

Из путешествий Макса и Молли

… они продолжали плыть по тонкой кишке, которая петляла и извивалась – бесконечная река под бесконечными сводами. Молли все ждала, когда покажется кровь, но вскоре почувствовала, что сквозь лист просачивается сырость.

— Тонем! – вскрикнула она. – Лист весь в дырках!

И они отчаянно погребли к берегу.

Близнецы выбрались на мягкий красный берег. Они проводили взглядом расползающийся плотик.

— Спасибо тебе, наш верный кораблик! Я буду вспоминать тебя всякий раз, когда мне придется есть салат…

Читайте также:  Пища после операции по удалению геморроя

1Предположите, каким был химический состав листа близнецов, и почему он растворился в тонком кишечнике? (Вспомните свойства пищеварительных ферментов).

3.Что это был за красный мех, в который погружались ноги детей, и почему он был красным?

4.Что и где случилось с близнецами?

Всасывание – это сложный физиологический процесс проникновения питательных веществ в кровь и лимфу благодаря активной деятельности ворсинок.

Наше путешествие завершается в последнем отделе пищеварительной системы – толстом кишечнике. Он имеет следующие отделы: слепую кишку с червеобразным отростком – апендиксом, ободочную, сигмовидную и прямую кишки. Общая длина его от 1,5-2м. Его слизистая оболочка не имеет ворсинок. Ж6елезы слизистой оболочки выделяют сок, в котором количество ферментов незначительно, но много слизи, которая облегчает продвижение и выведение непереваренных остатков.

(Слайд 14) Толстый кишечник

Функции толстого кишечника

— Выведение с каловыми массами:

— непереваренных остатков пищи

— отмерших клеток эпителия

— распавшихся желчных пигментов

— образование некоторых витаминов (К и группы В)

Наше путешествие подошло к концу.

п.35, проработать конспект урока

Я хочу, чтобы вы сами оценили знания, которые вы получили на этом уроке. Давайте мы разделимся на 3 группы:

І группа: те, кто все понял на уроке и оценивает свои знания на «5», прошу пройти к компьютерам, где вам будет предложен тест;

ІІІ группа: те, кто оценивает свои знания на «3» – разгадывают шараду.

Спасибо всем вам, я надеюсь на то, что урок вам понравился. У нас на доске есть лестница, каждая степенька которой указывает на вашу активность на уроке. Если урок вам понравился и вы активно работали, то оставьте этот знак на верхней ступеньке.

Источник

Урок биологии в 8 классе «Пищеварение в кишечнике»

Цель урока: развитие функциональной грамотности при изучении строения и функций тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы. На уроке ученикам предлагаются различные задания при проверке домашнего заданпия, изучении нового материала, закреплении изученного. Изучая инструкции по применению лекарственных препаратов Мезим и Но-шпа, ученики должны подтвердить или опровергнуть правильность назначения врача.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе «Пищеварение в кишечнике»»

Урок биологии, 8 класс

Тема урока: Переваривание пищи в кишечнике.

Человек, по-настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познания, чем из своих успехов.

Цель урока: развитие функциональной грамотности обучающихся при изучении строения и функций тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы.

Задачи:
Образовательная: выяснить характерные особенности строения тонкого и толстого отделов кишечника, их функциональной деятельности; о строении, функциях печени и поджелудочной железы, их значении;

Развивающая: формировать умения критически мыслить, сопоставлять, сравнивать, делать выводы; формировать умения работать с учебной и дополнительной литературой, извлекая из неё нужную информацию.

Воспитательная: воспитывать интерес к учению и самостоятельность в работе, сознательное отношение к своему здоровью.

Ключевая идея: новые подходы в обучении и образовании, развитие метапознания, развитие функциональной грамотности – естественнонаучной и чтения.

Тип урока: формирование умений и навыков

Технологии: РКМЧ, проблемное обучение, ИКТ

Методы: словесный, частично-поисковый, наглядно-демонстрационный, контроля.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах

Подготовка к активному и сознательному усвоению материала

Проверка домашнего задания

Как устроен желудок и где он находится в организме?

Какая среда в желудке и почему?

Какова роль соляной кислоты в желудке?

Какие изменения происходят с пищей в желудке?

При каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки? До каких веществ расщепляются белки?

1. В желудке различают:

д) все вышеперечисленное.

2. Пищеварительный фермент желудочного сока.

3. Какие вещества расщепляются в желудке?

4. В какой среде активен фермент желудочного сока?

5. Что защищает стенки желудка от переваривания?

в) наличие фермента

6. Кто изучал пищеварение методом фистул?

7. Каким путём осуществляется регуляция пищеварения?

а) непереваренные остатки пищи;

б) смесь перетертой пищи с пищеварительными соками;

в) фермент желудочного сока;

Инсулин является протеином. Если у человека недостаток инсулина, возможно его компенсация инъекцией гормона. Почему невозможно повышать концентрацию инсулина в крови приемом через рот (в форме таблеток)?

Что показывает эксперимент по «мнимому кормлению» собаки?

Оценивание: взимооценивание по ключу

Ответы на последний вопрос озвучиваем вслух

Ответы: 1.д; 2.в; 3.а; 4.в; 5.б; 6.б; 7.в; 8.б.

Изучение нового материала

Задание 1. Назовите отделы кишечника, пользуясь своими опорными схемами.

Ближайший к желудку участок тонкой кишки – двенадцатиперстная кишка. Переваривание пищи происходит главным образом за счет ферментов поджелудочной железы и кишечного сока с участием выделяемой печенью желчи. По особому протоку в двенадцатиперстную кишку стекает поджелудочный (панкреатический сок)

Задание 2. Изучите состав панкреатического (поджелудочного) сока. Запишите в тетрадь названия и ферментов, их функции (работа с текстом учебника)

Поджелудочная железа – это вторая по величине железа пищеварительного тракта. Железа имеет серовато-красный цвет, простирается в поперечном направлении от двенадцатиперстной кишки до селезенки.

Состоит из клеток 2 видов: одни клетки выделяют пищеварительный сок,

человека отделяется около 1,5-2 л. поджелудочного сока.

Нервная и гуморальная регуляция сокоотделения.

Выработка сока поджелудочной железы начинается под влиянием условных и безусловных рефлексов. При подготовке к еде и начале поглощения пищи по блуждающему нерву к органам поступают нервные импульсы. Но большая часть сока вырабатывается под влиянием специальных гормонов уже после того, как пища из желудка поступит в двенадцатиперстную кишку.

Поджелудочный сок слабощелочной реакции.

Сюда по особому протоку попадает желчь – вырабатываемый печенью сок.

Просмотр видеоролика «Функции печени»

Задание 3. Изучите текст, составьте в тетради схему «Функции печени».

перевод глюкозы в животный крахмал – гликоген, накопление витаминов и гликогена

обезвреживание вредных и ядовитых веществ

Образование протромбина и фибриногена

отбираются нужные организму вещества, а остальные, теряя аммиак, превращаются в углеводы и жиры

ядовитые соли аммония в печени преобразуются в мочевину, менее ядовитую, чем сами соли и выводятся из организма вместе с мочой

синтез веществ, участвующих в свертывании крови

здесь разрушаются клетки крови эритроциты, а гемоглобин используется для выработки желчи

urok biologhii v 8 klassie pishchievarieniie v kishiechnikie 1urok biologhii v 8 klassie pishchievarieniie v kishiechnikie 2защитная

перевод глюкозы в животный крахмал – гликоген, накопление витаминов и гликогена

обезвреживание вредных и ядовитых веществ

urok biologhii v 8 klassie pishchievarieniie v kishiechnikie 3urok biologhii v 8 klassie pishchievarieniie v kishiechnikie 4депо крови

urok biologhii v 8 klassie pishchievarieniie v kishiechnikie 5образующая

Образование протромбина и фибриногена

urok biologhii v 8 klassie pishchievarieniie v kishiechnikie 6регулирующая

отбираются нужные организму вещества, а остальные, теряя аммиак, превращаются в углеводы и жиры

urok biologhii v 8 klassie pishchievarieniie v kishiechnikie 6обмен веществ

ядовитые соли аммония в печени преобразуются в мочевину, менее ядовитую, чем сами соли и выводятся из организма вместе с мочой

синтез веществ, участвующих в свертывании крови

здесь разрушаются клетки крови эритроциты, а гемоглобин используется для выработки желчи

Объясните, почему медики и физиологи называют печень «химической лабораторией, продовольственным складом и диспетчером организма».

Принимает участие не только в процессе пищеварения.

Она также выполняет одну из жизненно важных функций – обезвреживание ядовитых веществ, поступающих в кровь от органов пищеварения. В печени гибнет множество вредных для организма бактерий.

Если в крови много глюкозы, то часть ее задерживается. Если же бедна, то наоборот, обогащается. В печени откладывается запас углеводов в виде гликогена – животного крахмала.

Печень служит хранилищем витаминов и обогащается ими особенно летом и осенью.

Одной из важнейших функций печени и синтез белков плазмы – альбуминов и фибриногена, а также протромбина.

В печени вырабатывается желчь, которая по желчному протоку попадает в двенадцатиперстную кишку. Избыток желчи собирается в желчном пузыре и может использоваться, когда в двенадцатиперстной кишке происходит усиленное пищеварение.

Образование желчи в клетках печени происходит непрерывно, но ее выделение в двенадцатиперстную кишку происходит лишь через 5-10 минут после приема пищи и продолжается 6-8 часов. Суточная секреция желчи составляет около 1 литра. Желчь не содержит ферменты.

Каково же тогда значение желчи?

— благодаря ее действию облегчается переваривание жиров;

— она повышает активность ферментов;

— повышает растворимость жирных кислот;

— усиливает движение кишки;

— задерживает гнилостные процессы в кишечнике.

Задание 4. Применение

Действие желчи на жиры и кишечного сока на белки и углеводы.

Оборудование: пробирки 2 с растительным маслом, 2 с белковой взвесью, стаканчики с желчью и раствором фестала (раствор фестала заменяет раствор трипсина).

Ход работы: 1 В одну из пробирок с растительным маслом добавить желчь и хорошо встряхнуть. Пронаблюдать реакцию эмульгирования жира.

2 В пробирку с белковой взвесью добавить раствор трипсина или фестала. Пробирку хорошо встряхнуть и согревать, зажав в ладони в течение 5 минут. Прозрачность содержимого доказывает наличие процесса расщепления белка.

Читайте также:  Сколько нужно не есть перед очисткой кишечника

В расщеплении белков, углеводов, жиров принимают участие ферменты

кишечного сока, который вырабатывается железами слизистой оболочки тонкой кишки, за сутки выделяется до 2 л. кишечного сока.

Здесь же происходит всасывание продуктов переваривания.

Тонкая кишка является центральным отделом пищеварительного тракта, где заканчиваются процессы пищеварения, и продукты пищеварения интенсивно всасываются в кровь.

Этому способствуют приспособления тонкого кишечника, которые с одной стороны, должны замедлять продвижение пищевых масс по этому отделу (для лучшего пищеварения), с другой – увеличить поверхность слизистой оболочки тонкой кишки.

Длина кишечника у человека в среднем составляет 5-6 метров. Кишечник взрослого человека в 4 раза длиннее туловища, а у ребенка в 6 раз. Чем длиннее кишечник, тем дольше задерживается в нем пища (следовательно, лучше переваривается и всасывается). Кроме того, оптимальному перемешиванию содержимого кишки с пищеварительными соками и увеличению времени нахождения в ней способствуют перистальтические движения тонкой кишки.

Стенка тонкой кишки образована:

— слизистой оболочкой, подслизистой тканью, мышечной и серозной оболочками. Слизистая оболочка тонкого кишечника образует складки, покрытые ворсинками.

На слизистой оболочке тонкой кишки в 1 кв.см, находится до 2500 ворсинок.

Длина ворсинок до 1 мм.

Пищеварение в тонком кишечнике происходит в три этапа:

1) полостное пищеварение;

-Как вы считаете какое определение подходит к этому понятию?

2) пристеночное или мембранное пищеварение.

Это явление было открыто русским ученым А.М.Уголевым. Что важно, пристеночное пищеварение идет на той ж поверхности тонкой кишки, которая обладает функцией всасывания.

Их стенка состоит из однослойного эпителия. В каждую ворсинку входят кровеносные и лимфатические сосуды. Вдоль ворсинки заложены гладкие мышечные клетки, которые во время пищеварения сокращаются, а содержимое их кровеносных и лимфатических сосудов выдавливается и уходит в общий ток крови и лимфы. Ворсинки сокращаются от 4 до 6 раз в минуту. В кровь всасываются вода, растворенные в ней минеральные соли, аминокислоты и продукты расщепления углеводов. Глицерин и жирные кислоты в эпителиальных клетках ворсинок соединяются и образуются жиры, характерные для организма человека, затем они поступают в лимфу, после в кровь.

Из тонких кишок невсосавшаяся часть пищи переходит в начальный участок толстой кишки – слепую кишку. Слизистая оболочка толстой кишки ворсинок не имеет, её клетки выделяют слизь. В толстой кишке находится богатая бактериальная флора, вызывающая сбраживание углеводов и гниение белков. В результате микробного брожения расщепляется растительная клетчатка, на которую не действуют ферменты пищеварительных соков, поэтому она и не усваивается в тонких кишках и неизменной поступает в толстую кишку. Под влиянием вызывающих гниение бактерий происходит разрушение невсосавшихся аминокислот и других продуктов переваривания белка. При этом образуются газы и ядовитые вещества, которые, всасываясь в кровь, способны вызывать отравление организма. Эти вещества обезвреживаются в печени.

В толстой кишке преимущественно происходит всасывание воды (до 4 литров в сутки), а также глюкозы и некоторых лекарственных препаратов. От пищевой кашицы остается менее 130-150 г кала, в состав которого входят слизь, остатки отмершего эпителия слизистой оболочки, холестерин, продукты изменения пигментов желчи, сообщающие калу характерный цвет, непереваренные остатки пищи, большое количество бактерий.

Передвижение пищевых остатков в толстой кишке происходит за счет сокращения ее стенок. Каловые массы скапливаются в прямой кишке. Дефекация (опорожнение кишечника) – процесс рефлекторный, возникающий на раздражение калом рецепторов слизистой оболочки прямой кишки при достижении определенного давления на ее стенки. Центр дефекации находится в крестцовом отделе спинного мозга. Акт дефекации подчинен и коре больших полушарий головного мозга, чем обусловлена произвольная задержка дефекации.

Первичное осмысление изученного материала

Задание 5. Определите процессы, характерные для различных отделов желудочно-кишечного тракта.

происходит расщепление жиров, белков и углеводов;

осуществляется симбиотическое пищеварение;

происходит максимальное всасывание питательных веществ;

открываются протоки желчи и поджелудочной железы;

имеет кишечные ворсинки.

Задание 6. Оценивание

Пациент жалуется на тяжесть в желудке и кишечнике. Врач назначает препарат Мезим Форте для улучшения пищеварения. Изучите состав препарата и подтвердите правильность назначения, используя формулу ПОПС.

Почему при болях в животе недостаточно принять препарат но-шпы?

Фармакологическое действие – миотропное (снижающее тонус и расслабляющее гладкие мышцы), спазмолитическое, сосудорасширяющее.
Показания:

спазмы гладкой мускулатуры, при заболеваниях желчевыводящих путей: холецистолитиаз, холангиолитиаз, холецистит, перихолецистит, холангит, папиллит;

спазмы гладкой мускулатуры мочевого тракта: нефролитиаз, уретролитиаз, пиелит, цистит, спазмы мочевого пузыря.

В качестве вспомогательной терапии:

спазмы гладкой мускулатуры ЖКТ: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрит, спазмы кардии и привратника, энтерит, колит, спастический колит с запором и синдром раздраженного кишечника с метеоризмом после исключения заболеваний, проявляющихся синдромом острого живота (аппендицит, перитонит, перфорация язвы, острый панкреатит);

головные боли напряжения;

Биологический диктант по теме «Пищеварительная система».

В 12-перстную кишку впадают протоки желез … и …

Фермент трипсин расщепляет…

Жиры расщепляются под воздействием фермента…

Клетки печени вырабатывают …

Три этапа пищеварения, протекающие в тонком кишечнике …

Выросты слизистой оболочки тонкого кишечника …

Всасываются сначала в лимфу, а затем в кровь…

Формирование каловых масс происходит в …

Червеобразный отросток слепой кишки …

Реакция среды в кишечнике …

Изучите параграф 46, придумайте биологическую сказку на тему «Путешествие бутерброда в пищеварительной системе»

Человек, по-настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познания, чем из своих успехов.

А вы знаете, что сегодня на уроке я ____________________________________________

Самым сложным для меня сегодня было_________________________________________

Сегодня я задумался_____________________________________

На будущее мне нужно иметь в виду ____________________________________________________________________________________________

Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

Человек, по-настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познания, чем из своих успехов.

А вы знаете, что сегодня на уроке я____________________________________________

Самым сложным для меня сегодня было_________________________________________

Сегодня я задумался_____________________________________

На будущее мне нужно иметь в виду ____________________________________________________________________________________________

Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

Человек, по-настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познания, чем из своих успехов.

А вы знаете, что сегодня на уроке я____________________________________________

Самым сложным для меня сегодня было_________________________________________

Сегодня я задумался_____________________________________

На будущее мне нужно иметь в виду ____________________________________________________________________________________________

Что осталось непонятным на уроке? (сомнения, противоречия, вопрос)

Задание 2. Изучите таблицу, установите соответствие «Функции печени».

Перевод глюкозы в животный крахмал – гликоген, накопление витаминов и гликогена

Обезвреживание вредных и ядовитых веществ

Образование протромбина и фибриногена

Отбираются нужные организму вещества, а остальные, теряя аммиак, превращаются в углеводы и жиры

Ядовитые соли аммония в печени преобразуются в мочевину, менее ядовитую, чем сами соли и выводятся из организма вместе с мочой

синтез веществ, участвующих в свертывании крови

Здесь разрушаются клетки крови эритроциты, а гемоглобин используется для выработки желчи

Задание 2. Изучите таблицу, установите соответствие «Функции печени».

Перевод глюкозы в животный крахмал – гликоген, накопление витаминов и гликогена

Обезвреживание вредных и ядовитых веществ

Образование протромбина и фибриногена

Отбираются нужные организму вещества, а остальные, теряя аммиак, превращаются в углеводы и жиры

Ядовитые соли аммония в печени преобразуются в мочевину, менее ядовитую, чем сами соли и выводятся из организма вместе с мочой

синтез веществ, участвующих в свертывании крови

Здесь разрушаются клетки крови эритроциты, а гемоглобин используется для выработки желчи

Задание 2. Изучите таблицу, установите соответствие «Функции печени».

Перевод глюкозы в животный крахмал – гликоген, накопление витаминов и гликогена

Обезвреживание вредных и ядовитых веществ

Образование протромбина и фибриногена

Отбираются нужные организму вещества, а остальные, теряя аммиак, превращаются в углеводы и жиры

Ядовитые соли аммония в печени преобразуются в мочевину, менее ядовитую, чем сами соли и выводятся из организма вместе с мочой

синтез веществ, участвующих в свертывании крови

Здесь разрушаются клетки крови эритроциты, а гемоглобин используется для выработки желчи

Почему при болях в животе недостаточно принять препарат но-шпы?

Фармакологическое действие –миотропное (снижающее тонус и расслабляющее гладкие мышцы), спазмолитическое, сосудорасширяющее.
Показания:

спазмы гладкой мускулатуры, при заболеваниях желчевыводящих путей: холецистолитиаз, холангиолитиаз, холецистит, перихолецистит, холангит, папиллит;

спазмы гладкой мускулатуры мочевого тракта: нефролитиаз, уретролитиаз, пиелит, цистит, спазмы мочевого пузыря.

В качестве вспомогательной терапии:

спазмы гладкой мускулатуры ЖКТ: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрит, спазмы кардии и привратника, энтерит, колит, спастический колит с запором и синдром раздраженного кишечника с метеоризмом после исключения заболеваний, проявляющихся синдромом острого живота (аппендицит, перитонит, перфорация язвы, острый панкреатит);

Источник

Все о творчестве для каждого
Adblock
detector