- Пищеварительная система человека — функции, схема строения и работа органов пищеварения
- Процесс пищеварения
- Строение пищеварительной системы и функции органов
- Слюнные железы
- Глотка
- Пищевод
- Желудок
- Тонкая кишка
- Поджелудочная железа, печень и желчный пузырь
- Толстая кишка
- Тема 11
- Урок 1. Органы и процесс пищеварения
- Немного о развитии органов пищеварения
- Органы пищеварения и их функции
- Ротовая полость
- Пищевод
- Желудок
- Двенадцатиперстная кишка
- Поджелудочная железа
- Тонкий кишечник
- Толстый кишечник
- Печень
- Желчный пузырь
- Проверьте свои знания
Пищеварительная система человека — функции, схема строения и работа органов пищеварения
Пищеварительная система человека включает в себя желудочно-кишечный тракт и другие вспомогательные органы, такие как печень, кишечник, железы, рот, желудок, желчный пузырь. Выделяют шесть основных функций процесса пищеварения: глотание, моторика, секреция, переваривание, всасывание и выведение. Пища, которую вы едите, дает вам не только необходимую энергию и питательные вещества для организма, но и используется для роста и восстановления клеток тела.
Процесс пищеварения
От рта к толстому кишечнику и анусу, процесс пищеварения человека можно разделить на следующие этапы:
Эта полупереваренная пища затем попадает в тонкий кишечник, где секреты печени, желчного пузыря и поджелудочной железы воздействуют на частицы. Тонкая кишка делится на три отдела, которые называются двенадцатиперстной кишкой, тощей кишкой и подвздошной кишкой. Большая часть пищеварения происходит в тонком кишечнике, где также осуществляется всасывание. Как только большая часть поглощения воды и питательных веществ завершается в тонком кишечнике, оставшиеся отходы перемещаются в толстый кишечник. Толстая кишка делится на аппендикс, слепую кишку, ободочная кишку и прямую кишку. Фекалии из толстой кишки выходят через задний проход.
Строение пищеварительной системы и функции органов
Ниже мы рассмотрим основные органы системы пищеварения и как они работают:
Слюнные железы
Экзокринные железы, вырабатывающие слюну в полости рта. Они выделяют фермент амилазу, который помогает в расщеплении крахмала на мальтозу. Есть три типа слюнных желез, а именно:
Глотка
Конусообразный проход, ведущий от ротовой и носовой полостей в голове к пищеводу и гортани. Камера глотки выполняет дыхательную и пищеварительную функции. Толстые волокна мышечной и соединительной ткани прикрепляют глотку к основанию черепа и окружающим его структурам. В стенках глотки встречаются как круговые, так и продольные мышцы; круговые мышцы образуют сужения, которые помогают проталкивать пищу в пищевод и предотвращают проглатывание воздуха, а продольные волокна приподнимают стенки глотки во время глотания.
Пищевод
Желудок
Пищевод ведет к мешковидному органу, называемому желудком. Это полый мускулистый орган объемом примерно 1 литр. Желудок вмещает пищу, а также измельчает и смешивает ее. Он выделяет сильные кислоты и мощные ферменты, которые помогают в процессе расщепления пищи. Пища обычно приобретает жидкую или пастообразную консистенцию, прежде чем покинуть желудок.
Тонкая кишка
Тонкая кишка представляет собой длинную трубку, которая свободно сворачивается в области живота. Здесь ферменты поджелудочной железы и печени еще больше расщепляют пищу. Три отдела тонкой кишки включают: двенадцатиперстную кишку, тощую кишку и подвздошную кишку. Сокращения тонкой кишки способствуют перемещению пищи, а также ее расщеплению после смешивания с пищеварительными секретами. Отделы тощей кишки и подвздошной кишки отвечают за всасывание питательные вещества в кровь через свои ворсинки.
Поджелудочная железа, печень и желчный пузырь
Эти органы также играют важную роль в работе пищеварительной системы человека. Поджелудочная железа выделяет ферменты, которые помогают в расщеплении белков, жиров и углеводов. Печень выделяет желчь, очищает кровь, поступающую из тонкого кишечника. Желчный пузырь хранит желчь, которую производит печень. Он выделяет желчь в тонкий кишечник, чтобы помочь процессу пищеварения.
Толстая кишка
Тема 11
Выпишите в тетрадь определения следующих понятий и запомните их.
Пищеварение — совокупность процессов, обеспечивающая механическое измельчение, расщепление питательных веществ на компоненты, пригодных для обмена веществ и их всасывания.
Ферменты — вещества, которые ускоряют процесс переваривания пищи (ускоряют расщепление веществ).
2. Выпишите цифры, которыми на рисунке обозначены.
3. Подпишите названия обозначенных на рисунке частей зуба.
4. Выпишите в тетрадь основные гигиенические правила, которые необходимо соблюдать при уходе за зубами.
Полоскание рта после приёма пищи, дважды в день чистить зубной пастой, менять зубную щётку раз в 2-3 месяца, удалять налёт, не допускать перепадов температуры.
5. Изучив материал § 39 учебного пособия, заполните таблицу.
Органы и функции пищеварительной системы
6. Как происходит акт глотания?
Язык проталкивает пищу в глотку, вход в трахею прикрывается надгортанником, пищевой комок проталкивается в пищевод.
7. Выпишите в тетрадь определение понятия и запомните его.
Кариес — заболевание, вызываемое растворением оболочек зуба кислотами ротовой полости.
1. Напишите, какие химические изменения происходят с пищей в:
а) ротовой полости — механическая переработка (измельчение, перемешивание, смачивание), частично химическая обработка.
б) желудке — накопление и задержание пищи, смешивание, обеззараживание, расщепление белков и жиров.
2. Выпишите в тетрадь определения понятий.
Желудочный сок — бесцветная жидкость, состоящая из пищеварительных ферментов, слизи и 0,5% раствора HCl.
Пепсин — фермент, превращающий сложные молекулы белка в простые.
Липаза — фермент желудочного сока, расщепляющий жиры.
3. Какие железы принимают участие в процессе переваривания пищи?
Печень, поджелудочная железа, слюнные железы, железы стенок желудка и кишечника.
4. Рассмотрите рисунок. Подпишите органы пищеварительной системы, обозначенные цифрами.
5. Соки каких пищеварительных желез поступают в двенадцатиперстную кишку?
Печень, поджелудочная железа.
6. Какие пищеварительные ферменты содержатся в соке поджелудочной железы? Как они действуют на питательные вещества пищи?
7. Перечислите функции печени в пищеварении.
Активизация ферментов тонкой кишки и поджелудочной железы, эмульсия жиров, подщелачивание пищевой каши.
8. Выпишите в тетрадь определения понятий.
Кишечный сок — вещество, выделяемое железами стенок тонкого кишечника.
Желчь — секрет, вырабатываемый клетками печени, эмульгирует жиры.
9. Изучите материал § 40 учебного пособия и ответьте на вопросы.
Каковы функции ворсинок тонкой кишки?
Увеличение площади поверхности, участие в всасывании веществ.
Каков механизм всасывания питательных веществ ворсинками тонкой кишки?
В каждой ворсинке находится микроворсинки, к которым подходит капилляр, и питательные вещества всасываются в кровь.
10. Рассмотрите рисунок. Где происходит всасывание аминокислот, глюкозы, жирных кислот и глицерина? Нужное подчеркните.
Аминокислоты всасываются в: | |
а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах. | |
Жирные кислоты и глицерин всасываются в: | |
а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах. | |
Глюкоза всасывается в: | |
а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах. |
11. В каких отделах пищеварительного тракта всасываются вода и минеральные соли?
В толстом кишечнике.
12. Выпишите в тетрадь определение понятия.
Всасывание — перенос веществ из пищеварительного тракта во внутреннюю среду.
1. Прочтите § 41 учебного пособия и заполните схему.
Регуляция желудочного сокоотделения | |||
Нервная | Гуморальная | ||
Произвольная | Непроизвольная |
2. Выпишите в тетрадь определения понятий и запомните их.
Центр слюноотделения — центр в продолговатом мозгу, регулирующий процессы образования слюны.
Пищевой центр — часть ЦНС, отвечающая за чувства голода и насыщения.
Аппетит — эмоциональное ощущение, связанное со стремлением к потреблению пищи.
1. Прочтите § 42 учебного пособия. Сформулируйте принципы рационального питания.
Умеренность в количестве; режим питания; разнообразие пищи; безвредность и экологичность; соответствие энергетическим затратам.
2. К каким последствиям приведет повышение или снижение калорийности пищи, если двигательная активность при этом останется на прежнем уровне?
К увеличению или уменьшению веса, в редком случае ожирение и истощение.
3. Объясните смысл понятия «режим питания».
Распределение суточного рациона во времени.
4. Объясните слова и. П. Павлова: «если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит в середине: не увлекайся, но оказывай должное внимание».
Еда не должна быть целью жизни, но её надо уделять должное внимание, поскольку от неё зависит здоровье.
5. Заполните таблицу.
Анатомо-физиологические обоснования правил гигиены питания
Основные правила гигиены питания | Анатомо-физиологическое обоснование |
1 | 2 |
Часть пищи должна употребляться в вареном или жареном виде | пища частично обрабатывается, что облегчает переваривание |
В рационе обязательно должны присутствовать овощи и фрукты | источник необходимых витаминов и клетчатки |
Вредно съедать за один раз много пищи | нагрузка на желудочно-кишечный тракт, пища плохо перерабатывается |
Не следует заставлять ребенка есть через силу | это может сформировать привычки есть много и привести к ожирению |
Хранение скоропортящихся продуктов вне холодильника опасно | они могут испортиться до истечения срока годности |
Во время еды нельзя разговаривать и читать | чтобы не отвлекаться и более тщательно переваривать |
Важно хорошо пережевывать пищу, есть медленно | это облегчает переваривание в следующих отделах желудочно-кишечного тракта |
Перед едой следует мыть руки | избежание попадания инфекции |
По вертикали: 2. Совокупность процессов механической и химической переработки пищи ( пищеварение ).
По горизонтали: 1. Мягкая часть в центре зуба ( пульпа ). 3. Фермент желудочного сока ( пепсин ). 4. Мышечная трубка, проводящая пищу в желудок ( пищевод ). 5. Зубы, служащие для откусывания пищи ( резцы ). 6. Процесс поступления веществ через ворсинки в кровь и лимфу ( всасывание ). 7. Результат сокращения мышц глотки ( глотание ). 8. Карантинное заболевание человека ( холера ). 9. Самый крупный железистый орган ( печень ). 10. Часть зуба, покрытая твердой эмалью ( коронка ). 11. Воспаление червеобразного отростка ( аппендицит ). 12. Опасное инфекционное желудочно-кишечное заболевание ( дизентерия ).
1. Изучите материал § 43 учебного пособия и заполните таблицу. Сравнительная характеристика веществ
Сравнительная характеристика вещества
Вещество | Органическое или неорганическое | Конечные продукты расщепления в клетке | Функции |
Белки | органическое | аминокислоты | энергетическая, строительная, каталитическая, иммунная |
Жиры | органическое | H2O, CO2 и много E | быстрая энергия |
Углеводы | органическое | полисахариды до моносахаридов или до H2O и CO2 | пластическая, энергетическая |
Вода | неорганическое | ионы H+ и OH+ | растворитель, чреда для реакций, поставщик ионов |
2. Выпишите в тетрадь определения понятий и запомните их.
Витамины — низкомолекулярные органические соединения, входящие в состав ферментов.
Гиповитаминоз — недостаток витаминов.
Гипервитаминоз — избыточное поступление витаминов.
Урок 1. Органы и процесс пищеварения
Прием пищи – процесс, ради которого каждый человек несколько раз в день оставляет все свои дела и заботы, ведь питание снабжает его организм энергией, силой и всеми необходимыми для нормальной жизнедеятельности веществами. Важно и то, что пища обеспечивает его материалом для пластических процессов, благодаря чему ткани тела могут расти и восстанавливаться, а разрушенные клетки заменяются новыми. После того как все, что было нужно от пищи, организм получил, она превращается в отходы, которые выводятся из тела естественным путем.
Слаженная работа такого сложного механизма возможна благодаря пищеварительной системе, осуществляющей переваривание пищи (физическую и химическую ее обработку), всасывание продуктов расщепления (они всасываются в лимфу и кровь через слизистую оболочку) и выведение непереваренных остатков.
Таким образом, пищеварительная система выполняет несколько важнейших функций:
Далее мы в деталях поговорим о том, как происходит процесс пищеварения, а также подробно расскажем о каждом из органов пищеварительной системы. Но в качестве вступления вкратце затронем вопрос их развития.
Немного о развитии органов пищеварения
Пищеварительная система начинает закладываться еще на первых стадиях развития человеческого эмбриона. По прошествии 7-8 суток развития оплодотворенной яйцеклетки из энтодермы (внутреннего зародышевого листка) формируется первичная кишка. На 12-е сутки она разделяется на две части: желточный мешок (внезародышевая часть) и будущий пищеварительный тракт – ЖКТ (внутризародышевая часть).
Изначально первичная кишка не соединена с ротоглоточной и клоакальной мембранами. Первая расплавляется после 3 недель внутриутробного развития, а вторая – после 3 месяцев. Если по какой-то причине процесс расплавления мембран нарушается, в развитии появляются аномалии.
По истечении 4 недель развития эмбриона начинают формироваться отделы пищеварительного тракта:
Основу поджелудочной железы составляют выросты передней кишки. Одновременно с железистой паренхимой формируются панкреатические островки, состоящие из эпителиальных тяжей. 8 недель спустя в альфа-клетках иммунохимическим путем определяется гормон глюкагон, а на 12-й неделе в бета-клетках определяется гормон инсулин. Между 18-й и 20-й неделями гестации (беременности, срок которой определяется количеством полных недель вынашивания, прошедших с 1-го дня последней менструации до момента перерезки пуповины новорожденного) активность альфа- и бета-клеток возрастает.
После того как ребенок родился, желудочно-кишечный тракт продолжает расти и развиваться. Заканчивается формирование ЖКТ примерно к трехлетнему возрасту.
Органы пищеварения и их функции
Одновременно с изучением органов пищеварения и их функций, мы разберем и путь, проделываемый пищей с момента ее попадания в ротовую полость.
Главная функция превращения пищи в необходимые организму человека вещества, как уже стало понятно, выполняется желудочно-кишечным трактом. Он совершенно не просто так называется трактом, т.к. представляет собой продуманную природой дорогу для пищи, причем длина ее составляет около 8 метров! ЖКТ наполнен всевозможными «регулировочными приспособлениями», при помощи которых пища, совершая остановки, постепенно проходит свой путь.
Ротовая полость
Началом пищеварительного тракта служит ротовая полость, в которой твердая пища смачивается слюной и перемалывается зубами. Слюна выделяется в нее тремя парами крупным и множеством мелких желез. В процессе принятия пищи выделение слюны многократно увеличивается. А вообще за 24 часа железы выделяют примерно 1 литр слюны.
Слюна требуется для смачивания пищевых комков, чтобы они могли легче продвигаться дальше, а также поставляет важный фермент – амилазу или птиалин, при помощи которого углеводы начинают расщепляться уже в полости рта. Ко всему прочему слюна удаляет из полости любые вещества, раздражающие слизистую оболочку (они попадают в полость случайно, и пищей не являются).
Комки пищи, разжеванные зубами и смоченные слюной, при совершении человеком глотательных движений проходят через рот в глотку, минуют ее и далее направляются в пищевод.
Пищевод
Пищевод можно охарактеризовать как узкую (диаметром около 2-2,5 см и длиной примерно в 25 см) вертикально расположенную трубку, которая соединяет глотку и желудок. Несмотря на то, что пищевод активно не участвует в переработке пищи, его устройство аналогично устройству нижележащих отделов пищеварительной системы – желудка и кишечника: у каждого из этих органов есть стенки, состоящие из трех слоев.
Что же это за слои:
Таковы основные характеристики трех слоев стенок пищеварительного тракта. Безусловно, в каждом отделе есть свои различия, однако общий принцип един для всех, начиная пищеводом и заканчивая прямой кишкой.
После прохождения пищевода, на что уходит около 6 секунд, пища попадает в желудок.
Желудок
Желудок – это так называемый мешок, имеющий удлиненную форму и косое расположение в верхней области брюшной полости. Основная часть желудка находится слева от центрального сечения туловища. Он начинается у левого купола диафрагмы (мышечная перегородка, отделяющая брюшную и грудную полости). Входом в желудок является место его соединения с пищеводом. Так же, как и выход (привратник), он отличается круговыми запирательными мышцами – жомами. Благодаря сокращениям жомы отделяют желудочную полость от двенадцатиперстной кишки, которая находится за ней, а также от пищевода.
Если выражаться образно, желудок как бы «знает», что скоро в него поступит пища. И он начинает готовиться к новому ее приему еще до того момента, когда еда попадает в рот. Вспомните сами тот момент, когда вы видите некое вкусное яство, и у вас начинают «течь слюнки». Вместе с этими «слюнками», которые возникают в полости рта, в желудке начинает выделяться пищеварительный сок (именно это происходит до того, как человек начинает непосредственно кушать). Кстати, этот сок был назван академиком И. П. Павловым запальным или аппетитным соком, и ученый отводил ему большую роль в процессе последующего пищеварения. Аппетитный сок служит катализатором более сложных химических процессов, принимающих основное участие в переваривании пищи, поступившей в желудок.
Заметим, что если внешний вид пищи не вызывает аппетитного сока, если едок абсолютно равнодушен к стоящей перед ним еде, это может создать определенные помехи для успешного пищеварения, а значит, пища поступит в желудок, который подготовлен для ее переваривания недостаточно. Вот поэтому-то и принято придавать красивой сервировке стола и аппетитному виду блюд такое большое значение. Знайте, что в центральной нервной системе (ЦНС) человека происходит образование условнорефлекторных связей между запахом и видом пищи и работой желудочных желез. Эти связи способствуют определению отношения человека к еде еще на расстоянии, т.е. в одних случаях он испытывает удовольствие, а в других – никаких чувств или вообще отвращение.
Не будет лишним отметить и еще одну сторону этого условнорефлекторного процесса: в случае, когда запальный сок по каким-либо причинам уже вызван, т.е. если «слюнки» уже «потекли», откладывать прием пищи не рекомендуется. В противном случае нарушается связь деятельности участков ЖКТ, и желудок начинает работать «вхолостую». Если такие нарушения будут частыми, увеличится вероятность возникновения определенных недугов, например, язвы желудка или катара.
Когда пища оказывается в полости рта, увеличивается интенсивность секреции желез слизистой оболочки желудка; в силу вступают врожденные рефлексы в работе вышеназванных желез. Рефлекс же передается по чувствительным окончаниям вкусовых нервов глотки и языка в продолговатый мозг, а после отправляется в нервные сплетения, заложенные в слоях стенок желудка. Интересно, что пищеварительные соки при этом выделяются лишь при попадании в ротовую полость только съедобных продуктов.
Получается, что к моменту, когда измельченная и смоченная слюной пища оказывается в желудке, он уже абсолютно готов к работе, представляя собой словно машину по перевариванию еды. Комки пищи, попадая в желудок и автоматически раздражая его стенки имеющимися в них химическими элементами, способствуют еще более активному выделению пищеварительных соков, воздействующих на отдельные элементы пищи.
Пищеварительный сок желудка содержит в себе соляную кислоту и пепсин – особый фермент. Вместе они расщепляют белки на альбумозы и пептоны. Также в соке есть химозин – сычужный фермент, который створаживает молочные продукты, и липаза – фермент, необходимый для начального распада жиров. Кроме всего прочего, из некоторых желез выделяется слизь, предохраняющая внутренние стенки желудка от чрезмерно раздражающего воздействия пищи. Аналогичную защитную функцию выполняет и соляная кислота, помогающая переваривать белки, – она нейтрализует ядовитые вещества, которые попадают вместе с пищей в желудок.
Из желудка в кровеносные сосуды почти не попадают продукты расщепления пищи. По большей части в желудке всасывается алкоголь и вещества, имеющие в своем составе спирт, например, растворенные на спирте.
«Метаморфозы» пищи в желудке так велики, что в случаях, когда переваривание почему-либо нарушается, страдают все отделы ЖКТ. Исходя из этого, необходимо всегда придерживаться правильного режима питания. Это можно назвать основным условием для предохранения желудка от любого рода нарушений.
Двенадцатиперстная кишка
В желудке пища находится приблизительно 4-5 часов, после чего перенаправляется в другой отдел ЖКТ – двенадцатиперстную кишку. Переходит она в него небольшими частями и постепенно.
Как только новая доля пищи попала в кишку, происходит сокращение мышечного жома привратника, и очередная доля не покинет желудок, пока соляная кислота, оказавшаяся в двенадцатиперстной кишке вместе с уже поступившим комом пищи, не нейтрализуется щелочами, содержащимися в соках кишки.
Двенадцатиперстной кишку назвали еще древние ученые, причиной чему послужила ее длина – где-то 26-30 см, что можно сравнить с шириной 12 пальцев, расположенных рядом. По форме эта кишка напоминает подкову, а в ее изгибе располагается поджелудочная железа.
Поджелудочная железа
Из поджелудочной железы выделяется пищеварительный сок, изливающийся в полость двенадцатиперстной кишки через отдельный канал. Также сюда попадает желчь, которую вырабатывает печень. Вкупе с ферментом липазой (он содержится в соке поджелудочной железы) желчь расщепляет жиры.
Есть в соке поджелудочной железы и фермент трипсин – он помогает организму переваривать белки, а также фермент амилаза – он способствует расщеплению углеводов до промежуточной стадии дисахаридов. В итоге двенадцатиперстная кишка служит местом, где на все органические составляющие еды (белки, жиры и углеводы) активно воздействуют самые разные ферменты.
Превращаясь в двенадцатиперстной кишке в пищевую кашицу (она называется химусом), пища продолжает свой путь и попадает в тонкий кишечник. Представленный отрезок ЖКТ является самым протяженным – примерно 6 метров в длину и 2-3 см в диаметре. Ферменты окончательно расщепляют на этом пути сложные вещества на более простые органические элементы. И уже эти элементы становятся началом нового процесса – они всасываются в кровеносные и лимфатические сосуды брыжейки.
Тонкий кишечник
В тонком кишечнике принятая человеком пища наконец-таки трансформируется в вещества, которые всасываются в лимфу и кровь, а затем используются клетками тела в своих целях. У тонкого кишечника есть петли, находящиеся в непрерывном движении. Такая перистальтика обеспечивает полноценное перемешивание и передвижение пищевых масс к толстому кишечнику. Этот процесс достаточно продолжителен: например, обычная смешанная пища, входящая в рацион человека, проходит по тонкому кишечнику за 6-7 часов.
Если даже без микроскопа посмотреть вблизи на слизистую оболочку тонкого кишечника, можно наблюдать по всей ее поверхности маленькие волоски – ворсинки высотой приблизительно в 1 мм. Один квадратный миллиметр слизистой наличествует 20-40 ворсинками.
Когда пища проходит по тонким кишкам, ворсинки постоянно (причем у каждой из ворсинок есть свой ритм) сокращаются где-то на ½ своего размера, а после снова вытягиваются вверх. Благодаря совокупности данных движений появляется всасывающее действие – именно оно позволяет расщепленным пищевым продуктам переходить из кишечника в кровь.
Большое количество ворсинок способствуют увеличению всасывающей поверхности тонкого кишечника. Ее площадь составляет 4-4,5 кв. м (а это почти в 2,5 раза больше наружной поверхности тела!).
Но в тонком кишечнике всасываются не все вещества. Остатки отправляются в толстый кишечник длиной около 1 м и диаметром примерно в 5-6 см. Толстый кишечник от тонкого отделяет клапан – баугиниевая заслонка, время от времени пропускающая части химуса к начальному отрезку толстого кишечника. Толстый кишечник называется слепой кишкой. На ее нижней поверхности есть отросток, напоминающий червяка, – это всем известный аппендикс.
Толстый кишечник
Толстый кишечник отличается П-образной формой и приподнятыми верхними углами. Состоит он из нескольких отрезков, среди которых слепая, восходящая, поперечная ободочная, нисходящая и сигмовидная кишки (последняя изогнута как греческая буква сигма).
Толстый кишечник является средоточием множества бактерий, продуцирующих процессы брожения. Эти процессы помогают размельчать клетчатку, в обилие содержащуюся в пище растительного происхождения. А вместе с ее всасыванием происходит и всасывание воды, которая поступает в толстый кишечник с химусом. Тут же начинает формироваться кал.
Толстые кишки не так активны, как тонкие. По этой причине химус пребывает в них намного дольше – вплоть до 12 часов. За это время пища проходит окончательные стадии переваривания и обезвоживания.
Весь объем поступившей в организм пищи (а также вода) претерпевает массу всевозможных изменений. В результате в толстом кишечнике он значительно уменьшается, и от нескольких килограммов еды остается от 150 до 350 граммов. Эти остатки подлежат дефекации, происходящей за счет сокращения поперечнополосатых мускулов прямой кишки, мышц брюшного пресса и промежности. Процесс дефекации завершает путь пищи, проходящей через ЖКТ.
На полное переваривание еды здоровый организм тратит от 21 до 23 часов. Если же замечаются какие-либо отклонения, их ни в коем случае нельзя игнорировать, т.к. они свидетельствуют о том, что на каких-то участках пищеварительного канала или даже в отдельных органах имеются проблемы. При любом нарушении необходимо обратиться к специалисту – это не позволит начавшемуся заболеванию стать хроническим и привести к осложнениям.
Говоря об органах пищеварения, следует сказать не только об основных, но и о вспомогательных органах. Об одном из них мы уже говорили (это поджелудочная железа), поэтому осталось упомянуть печень и желчный пузырь.
Печень
Печень относится к жизненно важным непарным органам. Она находится в брюшной полости под правым куполом диафрагмы и выполняет огромное количество самых разных физиологических функций.
Из клеток печени образуются печеночные балки, получающие кровь из артерии и воротной вены. От балок кровь отходит к нижней полой вене, где начинаются пути, по которым желчь отводится в желчный пузырь и двенадцатиперстную кишку. А желчь, как мы уже знаем, принимает активное участие в пищеварении, как и панкреатические ферменты.
Желчный пузырь
Желчный пузырь – это расположенный на нижней поверхности печени мешкообразный резервуар, где собирается вырабатываемая организмом желчь. Резервуар отличается удлиненной формой с двумя концами – широким и узким. В длину пузырь достигает 8-14 см, а в ширину – 3-5 см. Объем же его равен примерно 40-70 куб. см.
Пузырь имеет желчный проток, соединяющийся с печеночным протоком в воротах печени. Слияние двух протоков образует общий желчный проток, который объединяется с протоком поджелудочной железы и открывается в двенадцатиперстную кишку через сфинктер Одди.
Значение желчного пузыря и функции желчи нельзя недооценивать, т.к. они выполняют целый ряд важных операций. Они участвуют в переваривании жиров, создают щелочную среду, активируют пищеварительные ферменты, стимулируют моторику кишечника и выводят из организма шлаки.
В общем и целом же желудочно-кишечный тракт представляет собой настоящий конвейер для непрерывного движения пищи. Его работа подчинена строгой последовательности. Каждый этап воздействует на пищу конкретным образом, благодаря чему она снабжает организм энергией, нужной для его надлежащей работы. А еще одной важной характеристикой ЖКТ является то, что он достаточно легко приспосабливается к разным типам пищи.
Большая доля ядовитых продуктов метаболизма поступает через кровеносные сосуды в кишечник. Там эти вещества распадаются и выводятся вместе с калом при дефекации. Из этого следует, что ЖКТ помогает организму освободиться от множества ядовитых веществ, появляющихся в нем в процессе жизнедеятельности.
Четкая и гармоничная работа всех систем пищеварительного канала является результатом регуляции, за которую по большей части отвечает нервная система. Некоторые процессы, к примеру, акт глотания пищи, акт ее пережевывания или акт дефекации, подконтрольны сознанию человека. Но другие, такие как выделение ферментов, расщепление и всасывание веществ, сокращения кишечника и желудка и т.д., осуществляются сами по себе, без сознательных усилий. За это отвечает вегетативная нервная система. Кроме того, эти процессы связаны с ЦНС, и в частности с корой головного мозга. Так что какие-либо изменения психического состояния человека (радость, страх, стресс, волнение и т.п.) сразу же сказываются на деятельности пищеварительной системы. Но это уже разговор немного на другую тему. Мы же подводим итог первому уроку.
Во втором уроке мы подробно побеседуем о том, из чего состоит пища, расскажем, почему организму человека требуются те или иные вещества, а также приведем таблицу содержания полезных элементов в продуктах.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.