Тема 11
Выпишите в тетрадь определения следующих понятий и запомните их.
Пищеварение — совокупность процессов, обеспечивающая механическое измельчение, расщепление питательных веществ на компоненты, пригодных для обмена веществ и их всасывания.
Ферменты — вещества, которые ускоряют процесс переваривания пищи (ускоряют расщепление веществ).
2. Выпишите цифры, которыми на рисунке обозначены.
3. Подпишите названия обозначенных на рисунке частей зуба.
4. Выпишите в тетрадь основные гигиенические правила, которые необходимо соблюдать при уходе за зубами.
Полоскание рта после приёма пищи, дважды в день чистить зубной пастой, менять зубную щётку раз в 2-3 месяца, удалять налёт, не допускать перепадов температуры.
5. Изучив материал § 39 учебного пособия, заполните таблицу.
Органы и функции пищеварительной системы
6. Как происходит акт глотания?
Язык проталкивает пищу в глотку, вход в трахею прикрывается надгортанником, пищевой комок проталкивается в пищевод.
7. Выпишите в тетрадь определение понятия и запомните его.
Кариес — заболевание, вызываемое растворением оболочек зуба кислотами ротовой полости.
1. Напишите, какие химические изменения происходят с пищей в:
а) ротовой полости — механическая переработка (измельчение, перемешивание, смачивание), частично химическая обработка.
б) желудке — накопление и задержание пищи, смешивание, обеззараживание, расщепление белков и жиров.
2. Выпишите в тетрадь определения понятий.
Желудочный сок — бесцветная жидкость, состоящая из пищеварительных ферментов, слизи и 0,5% раствора HCl.
Пепсин — фермент, превращающий сложные молекулы белка в простые.
Липаза — фермент желудочного сока, расщепляющий жиры.
3. Какие железы принимают участие в процессе переваривания пищи?
Печень, поджелудочная железа, слюнные железы, железы стенок желудка и кишечника.
4. Рассмотрите рисунок. Подпишите органы пищеварительной системы, обозначенные цифрами.
5. Соки каких пищеварительных желез поступают в двенадцатиперстную кишку?
Печень, поджелудочная железа.
6. Какие пищеварительные ферменты содержатся в соке поджелудочной железы? Как они действуют на питательные вещества пищи?
7. Перечислите функции печени в пищеварении.
Активизация ферментов тонкой кишки и поджелудочной железы, эмульсия жиров, подщелачивание пищевой каши.
8. Выпишите в тетрадь определения понятий.
Кишечный сок — вещество, выделяемое железами стенок тонкого кишечника.
Желчь — секрет, вырабатываемый клетками печени, эмульгирует жиры.
9. Изучите материал § 40 учебного пособия и ответьте на вопросы.
Каковы функции ворсинок тонкой кишки?
Увеличение площади поверхности, участие в всасывании веществ.
Каков механизм всасывания питательных веществ ворсинками тонкой кишки?
В каждой ворсинке находится микроворсинки, к которым подходит капилляр, и питательные вещества всасываются в кровь.
10. Рассмотрите рисунок. Где происходит всасывание аминокислот, глюкозы, жирных кислот и глицерина? Нужное подчеркните.
Аминокислоты всасываются в: | |
а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах. | |
Жирные кислоты и глицерин всасываются в: | |
а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах. | |
Глюкоза всасывается в: | |
а) кровеносных капиллярах; б) лимфатических капиллярах. |
11. В каких отделах пищеварительного тракта всасываются вода и минеральные соли?
В толстом кишечнике.
12. Выпишите в тетрадь определение понятия.
Всасывание — перенос веществ из пищеварительного тракта во внутреннюю среду.
1. Прочтите § 41 учебного пособия и заполните схему.
Регуляция желудочного сокоотделения | |||
Нервная | Гуморальная | ||
Произвольная | Непроизвольная |
2. Выпишите в тетрадь определения понятий и запомните их.
Центр слюноотделения — центр в продолговатом мозгу, регулирующий процессы образования слюны.
Пищевой центр — часть ЦНС, отвечающая за чувства голода и насыщения.
Аппетит — эмоциональное ощущение, связанное со стремлением к потреблению пищи.
1. Прочтите § 42 учебного пособия. Сформулируйте принципы рационального питания.
Умеренность в количестве; режим питания; разнообразие пищи; безвредность и экологичность; соответствие энергетическим затратам.
2. К каким последствиям приведет повышение или снижение калорийности пищи, если двигательная активность при этом останется на прежнем уровне?
К увеличению или уменьшению веса, в редком случае ожирение и истощение.
3. Объясните смысл понятия «режим питания».
Распределение суточного рациона во времени.
4. Объясните слова и. П. Павлова: «если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие, и истина здесь, как и всюду, лежит в середине: не увлекайся, но оказывай должное внимание».
Еда не должна быть целью жизни, но её надо уделять должное внимание, поскольку от неё зависит здоровье.
5. Заполните таблицу.
Анатомо-физиологические обоснования правил гигиены питания
Основные правила гигиены питания | Анатомо-физиологическое обоснование |
1 | 2 |
Часть пищи должна употребляться в вареном или жареном виде | пища частично обрабатывается, что облегчает переваривание |
В рационе обязательно должны присутствовать овощи и фрукты | источник необходимых витаминов и клетчатки |
Вредно съедать за один раз много пищи | нагрузка на желудочно-кишечный тракт, пища плохо перерабатывается |
Не следует заставлять ребенка есть через силу | это может сформировать привычки есть много и привести к ожирению |
Хранение скоропортящихся продуктов вне холодильника опасно | они могут испортиться до истечения срока годности |
Во время еды нельзя разговаривать и читать | чтобы не отвлекаться и более тщательно переваривать |
Важно хорошо пережевывать пищу, есть медленно | это облегчает переваривание в следующих отделах желудочно-кишечного тракта |
Перед едой следует мыть руки | избежание попадания инфекции |
По вертикали: 2. Совокупность процессов механической и химической переработки пищи ( пищеварение ).
По горизонтали: 1. Мягкая часть в центре зуба ( пульпа ). 3. Фермент желудочного сока ( пепсин ). 4. Мышечная трубка, проводящая пищу в желудок ( пищевод ). 5. Зубы, служащие для откусывания пищи ( резцы ). 6. Процесс поступления веществ через ворсинки в кровь и лимфу ( всасывание ). 7. Результат сокращения мышц глотки ( глотание ). 8. Карантинное заболевание человека ( холера ). 9. Самый крупный железистый орган ( печень ). 10. Часть зуба, покрытая твердой эмалью ( коронка ). 11. Воспаление червеобразного отростка ( аппендицит ). 12. Опасное инфекционное желудочно-кишечное заболевание ( дизентерия ).
1. Изучите материал § 43 учебного пособия и заполните таблицу. Сравнительная характеристика веществ
Сравнительная характеристика вещества
Вещество | Органическое или неорганическое | Конечные продукты расщепления в клетке | Функции |
Белки | органическое | аминокислоты | энергетическая, строительная, каталитическая, иммунная |
Жиры | органическое | H2O, CO2 и много E | быстрая энергия |
Углеводы | органическое | полисахариды до моносахаридов или до H2O и CO2 | пластическая, энергетическая |
Вода | неорганическое | ионы H+ и OH+ | растворитель, чреда для реакций, поставщик ионов |
2. Выпишите в тетрадь определения понятий и запомните их.
Витамины — низкомолекулярные органические соединения, входящие в состав ферментов.
Гиповитаминоз — недостаток витаминов.
Гипервитаминоз — избыточное поступление витаминов.