- Строение дыхательной и пищеварительной системы человека (Таблица)
- Строение дыхательной системы человека
- Пищеварительная система человека
- Возрастные особенности пищеварительной системы
- Морфологические и функциональные отличия между органами пищеварения взрослого человека и ребенка. Возрастные особенности пищеварительной системы. Причины развития дисбактериоза кишечника. Уменьшение кислотности желудочного сока у взрослого человека.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
- Возрастные особенности пищеварительной системЫ
- ЛЕКЦИЯ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.
- Пища из двенадцатиперстной кишки попадает в тонкий кишечник, а затем в подвздошную кишку. В состав кишечного сока входит более 20 ферментов.
Строение дыхательной и пищеварительной системы человека (Таблица)
Строение дыхательной системы человека
Очистка, увлажнение, согревание воздуха, восприятие запахов
Пространство между носовой и ротовой полостью, также выстлано реснитчатым эпителием
Проведение воздуха, образование звука
Хрящевые полукольца, соединенные связками, внутренняя поверхность выстлана реснитчатым эпителием, выделяющим слизь
Проведение воздуха; до-полшиельная очистка воздуха от пыли и микроорганизмов
Сеть трубочек, состоящих из хрящевых колец; ветвится в каждом легком
Соединительнотканная сумка, заполненная жидкостью, на поверхности легкого
Защита от трения о ребра при дыхании, герметичность легких
Пузырьки, густо опутанные сетью капилляров
Газообмен путем диффузии кислорода и углекислого газа через стенки капилляров за счет разницы концентрации этих газов в капилляре и просветах альвеол
Пищеварительная система человека
Функции питательных веществ:
Функции пищеварительной системы:
Строение пищеварительной системы
Органы ротовой полости1) зубы
Механическое измельчение пищи
Перемешивание пищи, определение вкуса
Находятся в слизистой оболочке ротовой полости
Трубка с мышечными стенками, расположен в грудной полости за трахеей
Перемещение пищи, формирование пищевого комка
Перемешивание пищи, пропитывание ее желудочным соком, передвижение в тонкую кишку
Первый отдел тонкого кишечника, в нее открываются протоки печени и поджелудочной железы
Железа смешанной секреции, находится под ребрами справа.
Выделяет желчь, которая эмульгирует и расщепляет жиры; повышает активность других ферментов; регулирует обмен веществ, является барьером для вредных веществ
Расположена под желудком
Выделяет поджелудочный сок, который завершает расщепление углеводов и продолжает расщепление белков и жиров
Трубка, стенки которой способны к сокращению, внутренняя поверхность имеет ворсинки; находится в брюшной полости, уложен пеглями
1. Полостное пищеварение (за счет перемещения по кишечнику, под действием пищеварительных соков);
2. пристеночное пищеварение (мелкие молекулы попадают в пространство между ворсинками, на поверхности которых находится много ферментов);
3. всасывание (поступление веществ в кровь через ворсинки)
Толстая кишка и прямая кишка
Трубка с мышечными стенками
Окончательное переваривание пищи с помощью бактерий, всасывание воды, формирование плотных каловых масс
_______________
Возрастные особенности пищеварительной системы
Морфологические и функциональные отличия между органами пищеварения взрослого человека и ребенка. Возрастные особенности пищеварительной системы. Причины развития дисбактериоза кишечника. Уменьшение кислотности желудочного сока у взрослого человека.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.03.2016 |
Размер файла | 18,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Возрастные особенности пищеварительной системы
Наиболее существенные морфологические и функциональные отличия между органами пищеварения взрослого человека и ребенка наблюдаются только в первые годы постнатального развития. Функциональная активность слюнных желез проявляется с появлением молочных зубов (с 5-6 месяцев). Особенно значительное усиление слюноотделения происходит в конце первого года жизни. В течение первых двух лет интенсивно идет формирование молочных зубов. В возрасте 2-2,5 года ребенок имеет уже 20 зубов и может употреблять сравнительно грубую пищу, требующую пережевывания. В последующие годы, начиная с 5-6 лет, молочные зубы постепенно заменяются на постоянные.
В первые годы постнатального развития интенсивно идет формирование других органов пищеварения: пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы. Меняются их размеры, форма и функциональная активность. Так, объем желудка с момента рождения до 1 года увеличивается в 10 раз. Форма желудка у новорожденного округлая, после 1,5 лет желудок приобретает грушевидную форму, а с 6-7 лет его форма ничем не отличается от желудка взрослых.
Значительно изменяется строение мышечного слоя и слизистой оболочки желудка. У детей раннего возраста наблюдается слабое развитие мышц и эластических элементов желудка. Желудочные железы в первые годы жизни ребенка еще недоразвиты и малочисленны, хотя и способны секретировать желудочный сок, в котором содержание соляной кислоты, количество и функциональная активность ферментов значительно ниже, чем у взрослого человека. Так, количество ферментов, расщепляющих белки, увеличивается с 1,5 до 3 лет, затем в 5-6 лет и в школьном возрасте до 12-14 лет. Содержание соляной кислоты увеличивается до 15-16 лет. Низкая концентрация соляной кислоты обусловливает слабые бактерицидные свойства желудочного сока у детей до 6-7 лет, что способствует более легкой восприимчивости детей этого возраста к желудочно-кишечным инфекциям.
Таким образом, развитие органов пищеварения идет параллельно с общим физическим развитием детей и подростков. Наиболее интенсивный рост и функциональное развитие органов пищеварения наблюдается в 1-й год постнатальной жизни, в дошкольном возрасте и в подростковом периоде, когда органы пищеварения по своим морфофункциональным свойствам приближаются к уровню взрослого организма. Кроме того, в процессе жизни у детей и подростков легко вырабатываются условные пищевые рефлексы, в частности рефлексы на время приема пищи. В связи с этим важно приучить детей к строгому соблюдению режима питания. Важное значение для нормального пищеварения имеет соблюдение «пищевой эстетики».
Периоды взросления организма
Четвертый период начинается на пятом десятилетии жизни. Характеризуется неуклонным снижением мышечной массы и физической силы.
С годами развиваются слабость жевательной мускулатуры, атрофия тканей, а также глубокие инволютивные процессы в слизистой оболочке полости рта и в твердых тканях верхней и нижней челюсти, уменьшается активность слюнных желез. Слабость жевательной мускулатуры, ухудшение смачиваемости пищи слюной и уменьшающееся с годами количество зубов значительно ухудшают обработку пищи в ротовой полости. При этом затрудняется глотание и снижается бактерицидное действие слюны. В полости рта возникают гнилостные процессы, создаются условия для воспалительных явлений.
Инволютивные изменения в поджелудочной железе заключаются в прогрессирующей атрофии ткани органа, замещении секретирующих клеток соединительной тканью. Ухудшается интенсивность и качество пищеварения: происходит неполное переваривание белков, жиров, углеводов. Организм не способен усвоить непереваренные компоненты пищи и, в результате, развивается хронический дефицит незаменимых питательных веществ. При возникновении дефицитных состояний, таких как гиповитаминозы, иммунодефицит, провоцируются расстройства многих функций организма.
Наиболее значительные изменения при старении происходят в двигательной функции кишечника. Развивается атрофия кишечной мускулатуры, ухудшается кровоснабжение кишечника. В результате ухудшается продвижение по кишечнику его содержимого. Особенно интенсивно данные изменения происходят у лиц, с малоподвижным образом жизни и при неправильном питании при дефиците в рационе пищевых волокон
У лиц пожилого и старческого возраста постепенно ухудшается переваривающая и всасывающая способность слизистой оболочки кишечника. При атрофии ворсинок кишечника снижается активность пищеварения и всасывания компонентов пищи. Следствием этого является дефицит в организме белков, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов. пищеварение дисбактериоз кишечник желудочный
В пожилом возрасте развиваются дисбиотические изменения в кишечнике. Этот патологический процесс зависит от целого ряда факторов. Во-первых, вследствие уменьшения кислотности желудочного сока и падения синтеза печенью желчи снижается защита желудочно-кишечного тракта от проникновения в кишечник патогенных микробов, грибов, вирусов, других представителей кишечной микрофлоры. Во-вторых, при недостаточном потреблении пищевых волокон на фоне ослабленной моторной деятельности кишечника создаются условия способствующие угнетению собственной микрофлоры и благоприятствующие размножению чужеродных микроорганизмов. Развитие дисбиоза кишечника сопровождается бродильными процессами с образованием большого количества газов, вздутием петель кишечника. Избыточное газообразование приводит к усилению запоров, всасыванию в кишечнике и поступлению в кровь избыточного количества токсинов, которые не успевает обезвредить нарушенная бактериальная флора кишечника. Высокие концентрации в крови этих веществ вызывают у пожилых людей нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (повышение артериального давления, учащение приступов стенокардии, нарушение ритма сердечной деятельности и т. д.), способствуют ухудшению общего самочувствия, настроения, сна, вызывают повышенную утомляемость.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
курсовая работа [1022,8 K], добавлен 19.04.2016
Особенности и роль пищеварительной системы в процессах жизнедеятельности организма человека. Процесс начальной обработки. Механизм секреции желудочного сока. Роль и значение витаминов в организме человека, их классификация и краткая характеристика.
реферат [22,7 K], добавлен 09.07.2010
Анатомо-физиологические особенности лимбической системы и базальных ядер. Общий план строения и функции органов пищеварительной системы. Механизмы функционирования гиппокампа. Возрастные морфофизиологические особенности органов системы пищеварения.
реферат [42,8 K], добавлен 04.07.2015
Особенности слизистой оболочки глотки, характеристика внутренней поверхности пищевода, его мышечной и наружной оболочки. Ведущая функция желудка, его железы, состав желудочного сока. Особенности зоны перехода пищевода в желудок и гистология кишечника.
реферат [20,1 K], добавлен 18.01.2010
Отличительные особенности и черты ребенка от взрослого человека в сфере биохимических процессов и функций организма в целом и отдельных органов. Главные этапы жизни ребенка, закономерности его роста. Возрастные периоды и их общая характеристика.
контрольная работа [198,9 K], добавлен 19.06.2014
Возрастные особенности пищеварительной системЫ
Пищеварительная система — система органов, в которой происходит переваривание пищи, всасывание переработанных и выделение не переваренных веществ.
Она включает пищеварительный тракт и пищеварительные железы.
Пищеварительный тракт — это трубчатая часть пищеварительной системы, в нем различают ротовую полость, глотку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишку. В свою очередь желудок, тонкий и толстый кишечник составляют желудочно-кишечный тракт.
Пищеварительные железы (слюнные, желудочные, кишечные, поджелудочная железа, печень) располагаются по ходу пищеварительного тракта и вырабатывают пищеварительные соки.
Расщепление питательных веществ пищи происходит под влиянием трех видов ферментов:
· протеолитические — расщепляют белки до полипептидов и аминокислот;
· амилолитические — углеводы до дисахаридов и моносахаридов;
· липолитические — жиры до жирных кислот и глицерина.
Пищеварение и всасывание — главные компоненты функциональной пищеварительной системы, которые поддерживают постоянный уровень питательных веществ в организме.
Особенностью обменных процессов в детском организме является преобладание анаболических процессов (ассимиляции) над катаболическими (диссимиляции). Растущему организму требуются повышенные нормы поступления питательных веществ, особенно белков. Для детей характерен положительный азотистый баланс, т. е. поступление азота в организм превышает его выведение.
Использование питательных продуктов идет в двух направлениях:
• для обеспечения роста и развития организма (пластическая функция)
• для обеспечения двигательной активности (энергетическая функция).
Основная функция пищеварительной системы — поддержание такого уровня питательных веществ в организме, который обеспечивает нормальное течение обменных процессов. Уменьшение содержания питательных веществ в организме через возбуждение хеморецепторов желудочно-кишечного тракта, сосудов и тканей нервным и гуморальным путем возбуждает части пищевого центра, расположенного в гипоталамической области. Это возбуждение вызывает:
· выход резервных питательных веществ;
· перераспределение резервных питательных веществ к более важным органам;
· снижение уровня расхода питательных веществ и обменных процессов в клетках и тканях организма.
Всасывание — физиологический процесс переноса веществ из полости пищеварительного тракта в кровь и лимфу. Всасывание происходит на протяжении всего пищеварительного тракта.
Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание.
В нем различают следующие отделы:
д) тонкий кишечник; в него входят три переходящих друг в друга отдела: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка;
е) толстый кишечник – образованный слепой кишкой, частями ободочной кишки (восходящей, поперечной, нисходящей и сигмообразной кишками) и прямой кишкой.
Железы тонкой кишки, так же как и железы желудка, функционально не вполне развиты. Состав кишечного сока у ребенка такой же, как и у взрослого, но переваривающая сила ферментов значительно меньше. Она возрастает одновременно с повышением активности желудочных желез и увеличением кислотности его сока. Поджелудочная железа выделяет тоже менее активный сок. Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий. Так, общее перегревание ребенка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его двигательной активности приводят к усилению перистальтики. В связи с тем что у детей относительно большая длина кишечника и длинная, но слабая, легко растягивающаяся брыжейка, возникает возможность возникновения заворотов кишок. Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как у взрослых, к 3—4 годам.
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции поджелудочной железы и печени ребенка. В возрасте 6-9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищеварительные функции совершенствуются. Принципиальное отличие пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у них представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи.
Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике в некоторой степени компенсируется возможностью всасывания в желудке, которая сохраняется у детей до 10-летнего возраста.
Для детей в связи с большой интенсивностью обменных процессов характерна более высокая, чем у взрослых, потребность в воде и витаминах. Относительная потребность в воде (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается, а абсолютная суточная величина потребления воды нарастает: в возрасте 1 года необходимо 0.8 л, в 4 года — 1 л, в 7-10 лет 1,4 л, в 11-14 лет— 1,5 л.
В детском возрасте также необходимо постоянное поступление в организм минеральных веществ: для роста костей (кальций, фосфор), для обеспечения процессов возбуждения в нервной и мышечной ткани (натрий и калий), для образования гемоглобина (железо) и др.
Энергетический обмен у детей дошкольного и младшего школьного возраста значительно (почти в 2 раза) превышает уровень обмена у взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее заметно — на протяжении всей последующей жизни. Суточный расход энергии растет с возрастом: в 4 года — 2000 ккал, в 7 лет — 2400 ккал, в 11 лет — 2800 ккал.
Ротовая полость
Зубы закладываются еще в утробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов.
В 6–7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается к 14–15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.
С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 куб. см слюны.
Пищевод
У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см.
Желудок
Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.
С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.
Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л.
Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.
Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты.
Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям.
Дата добавления: 2017-11-04 ; просмотров: 11705 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
ЛЕКЦИЯ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.
ЛЕКЦИЯ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ
ПИЩЕВАРЕНИЯ. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ.
9.1. Значение пищеварения.
процесс физической и химической обработки пищи и превращения ее в более простые и растворимые соединения, которые могут всасываться, переноситься кровью, усваиваться организмом.
Физическая обработка заключается в измельчении пищи, ее протирании, растворении.
Химические изменения представляют собой сложные реакции, происходящие в различных отделах пи щеварительной системы, где под влиянием ферментов, содержащихся в секретах пищеварительных желез, происходит расщепле ние сложных нерастворимых органических соединений, содержа щихся в пище, превращение их в растворимые и легко усваивае мые организмом вещества.
В пищеварительном тракте в результате химической обработки белки расщепляются до амино кислот, жиры до глицерина и жирных кислот, поли сахариды до моносахаридов.
В каждом из отделов пищеварительной системы происходят специализированные операции по обработке пищи, связанные с наличием в каждом из них специфических ферментов.
9.2. Общий план строения пищеварительной системы.
Рис. 14. Схема пищеварительного тракта.
9.3. Пищеварение в ротовой полости.
9.4. Пищеварение в желудке.
Желудок имеет вид изогнутого мешочка, вместимостью 1-2 литра пищи.
или привратниковая часть)
Изнутри желудок покрыт слизистой оболочкой, образующей складки, в которых находятся железы, которые вырабатываю желудочный сок.
желудочковых желез
Главные
губительно действует на бактерии и выполняет защитную функцию;
активизирует действие фермента пепсина содержащегося в желудочном соке, он расщепляет белки до альбумоз и пептонов, а жиры до липазы.
Отделение соляной кислоты начинается рефлекторно на вид и запах пищи. Количество соляной кислоты зависит от рода пищи, так острая и перченая пища вызывает обильное выделение соляной кислоты.
предотвращает повреждение стенок желудка от механических повреждений.
Перемешивание пищи в желудке, и ее перемещение происходит под влиянием мышечного слоя.
9.5. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.
Из пилорического отдела кишечника пища попадает в двенадцатиперстную кишки, здесь пищевая масса обрабатывается соком двух основных пищеварительных желез: печени и поджелудочной железы. Под влиянием содержащихся в них ферментов происходит химическая переработка белков, жиров и углеводов.
Сок поджелудочной железы содержит трипсин, он расщепляет белки до аминокислот. В кишечном соке содержится также и такой фермент как липаза, она активизируется желчью поступающей из желчного пузыря, липаза превращает жиры в глицерин и жирные кислоты. Ферменты амилаза и мальтаза также содержащиеся в кишечном соке превращают сложные жиры в моносахариды типа глюкозы.
выделяемой печенью в пищеварении
Влияет на процессы всасывания в тонкой кишке
Способствует усилению отделения сока поджелудочной железы
9.6.Всасывание и моторная функция кишечника.
Пища из двенадцатиперстной кишки попадает в тонкий кишечник, а затем в подвздошную кишку. В состав кишечного сока входит более 20 ферментов.
Внутренняя поверхность кишечника имеет многочисленные складки, поверхность кишки покрыта ворсинками, они увеличивают всасывающую поверхность (рис.15).
Рис. 15. Морфология слизистой оболочки кишечника.
сложный физиологический процесс, происходящий за счет работы клеток кишечного эпителия.
Белки всасываются в кровь в виде водных растворов аминокислот, углеводы в виде глюкозы, а жиры в виде жирных кислот и глицерина. Вода всасывается в основном в толстом кишечнике. Перемещение пищи по кишечнику происходит за счет его моторики. Стенка кишечника содержит продольные и кольцевые мышцы. Продольные мышцы осуществляют движения носящие название сегментация, а кольцевые мышцы осуществляют движения носящие название перистальтика, за счет этих движений стенок кишечника пища перемещается по кишечнику.
9.7. Обмен веществ и энергии.
9.7.2. Анаболизм и катаболизм.
В процессе обмена веществ проис ходят два противоположных и взаимосвязанных процесса: анабо лизм и катаболизм.
9.7.3. Основные этапы обмена веществ в организме.
9.7.4. Основной обмен веществ.
В дошкольном и младшем школьном возрастах отмечается четкое соответствие интенсивности снижения основного обмена и динамики ростовых процессов: чем больше скорость относитель ного роста, тем значительнее изменения обмена покоя.
Величина основного обмена у девочек несколько ниже, чем у мальчиков. Это различие начинает проявляться уже во второй половине первого года жизни.
По изменению темпов ростовых процессов и интенсивности обмена девочки опережают мальчиков примерно на год.
9.7.6. Обмен углеводов.
При сильном утомлении во время продолжительных спортив ных соревнований прием нескольких кусочков сахара улучшает состояние организма.
Значение глюкозы для организма не исчерпывается ее ролью как источника энергии. Она входит в состав нуклеиновых кислот, в состав цитоплазмы и, следовательно, необходима для образования новых клеток, особенно в период роста.
В детском организме, в период его роста и развития, углеводы выполняют не только роль основных источников энергии, но и важную пластическую роль при формировании клеточных оболо чек, вещества соединительной ткани. Углеводы участвуют в окис лении продуктов белкового и жирового обмена, чем способствуют поддержанию кислотно-щелочного равновесия в организме.
Поступив ший с пищей жир в пищеварительном тракте расщепляется на глицерин и жирные кислоты, которые всасываются в основном в лимфу и лишь частично в кровь. В организме из этих веществ, а также из продуктов обмена углеводов и белков синтезируется жир, который используется организмом, прежде всего как богатый источник энергии. При распаде жира выделяется в 2 раза больше энергии, чем при распаде равного количества белков и углеводов. Кроме того, жир является обязательной составной частью кле точных структур: цитоплазмы, ядра и клеточной мембраны, осо бенно нервных клеток. Не израсходованный в организме жир от кладывается в запас в виде жировых отложений. Некоторые непредельные жирные кислоты, необходимые орга низму (линолевая кислота), должны посту пать в организм в готовом виде, так как он не способен их син тезировать. Содержатся непредельные жирные кислоты в расти тельных маслах. Больше всего их в льняном и конопляном масле, но много линолевой кислоты и в подсолнечном масле. Этим объяс няется высокая питательная ценность маргарина, в котором со держится значительное количество растительных жиров.
9.7.8. Водно-солевой обмен. Значение воды и минеральных солей для
Хотя ни вода, ни минераль ные соли не являются источниками энергии, их поступление и выведение из организма является условием его нормальной жизнедеятельности. Ведь все превращения веществ в организме со вершаются в водной среде. Вода растворяет пищевые вещества, поступившие в организм вместе с минеральными веществами, она принимает участие в построении клеток и во многих реакциях обмена. Вода и минеральные соли являются основной составной частью плазмы крови, лимфы и тканевой жидкости, создают в основном внутреннюю среду организма. Вода участвует в регуля ции температуры тела, испаряясь, она предохраняет тело от пере грева. Все пищеварительные соки содержат воду и минеральные соли. Вода составляет большой процент массы тела (у взрослого человека примерно 65%, у детей 75-80%). Особенно велико со держание воды в крови (92%). Человек без воды может сущест вовать значительно меньше времени, чем без пищи, всего не сколько дней. При нормальной температуре окружающей среды и нормальном пищевом режиме потребность воды у взрослого че ловека составляет 2-2,5 л. Это количество воды поступает из следующих источников:
воды, потребляемой при питье (около 1 л);
воды, содержащейся в пище (около 1 л);
воды, ко торая образуется в организме при обмене белков, жиров и угле водов (300-350 см 3 ).
Легкими в виде водяных паров выводится 350 см 3 воды. Это количество резко возрастает при углублении и учащении дыхания, и за сутки тогда может выделиться 700-800 см 3 воды.
Через кишечник с калом выводится в сутки 100-150 см 3 во ды. При расстройстве деятельности кишечника может выводиться большее количество воды (при поносе), что приводит к обедне нию организма водой. Для нормальной деятельности организма важно, чтобы поступление воды в организм полностью покрывало расход ее.
Если воды выводится из организма больше, чем поступает в него, возникает чувство жажды.
отношение количества потреб ленной воды, к количеству выделенной .
Витамины и их значение.
органические соедине ния, совершенно необходимые для нормального функционирования организма.
Физиологическое значение витаминов
В отличие от ферментов и гормонов, большинство витаминов не образуется в организме человека. Главным их источником яв ляются овощи, фрукты и ягоды. Содержатся витамины также в молоке, мясе, рыбе. Витамины требуются в очень небольших ко личествах, но их недостаточность или отсутствие в пище наруша ет образование соответствующих ферментов.
состояние, вызванное отсутствием определенных витаминов и вызывает специфические нарушения в организме и тяжелые заболевания.
Для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и раз вития необходимы витамины представленные в таблице № 4.
Физиологическое значение витаминов для нормальной жизнедеятельности организма человека.
Содержится в лесных орехах, неочищенном рисе, хлебе грубого помола, ячневой и овсяной кру пах; особенно много его в пивных дрожжах и печени.
Содержится в хлебе, гречневой кру пе, молоке, яйцах, печени, мясе, томатах.
У человека первым признаком отсутствия этого витамина яв ляется поражение кожи (в области губ чаще всего). Появляются трещины, которые мокнут и покрываются темной коркой. Позднее развивается поражение глаз и кожи, сопровождающееся отпаде нием ороговевших чешуек. В дальнейшем могут развиться злокачественное малокровие, поражение нервной системы, внезапное падение кровяного давления, судороги, потеря сознания.
Содержится в зеленых овощах, моркови, картофеле, горохе, дрожжах, гречневой крупе, ржаном и пшеничном хлебе, молоке, мясе, печени.
При недостатке витамина РР отмечается чувство жжения во рту, обильное слюнотечение и поносы. Язык становится малиново-крас ным. На руках, шее, лице появляются красные пятна. Кожа ста новится грубой и шероховатой, отчего заболевание получило на звание «пеллагра». При тяжелом течении болезни ослабевает память, развиваются психозы и галлюцинации.
У человека витамин В 12 синтезируется в ки шечнике. Содержится в почках, печени млекопитающих и рыб.
При его недостатке в организме развивается злокачественное ма локровие, связанное с нарушением образования эритроцитов.
Витамин С аскорбиновая кислота
Широко распространен в природе в овощах, фруктах, хвое, в печени. Хорошо сохраняется аскорбиновая кислота в квашеной капусте. В 100 г хвои содер жится 250 мг витамина С, а в 100 г шиповника- 150 мг.
Недостаток витамина С вызывает у человека заболевание цингой. Обычно болезнь начинается с общего недомогания, угнетенности. Кожа приобретает грязновато-серый оттенок, десны кровоточат, выпа дают зубы. На теле появляются темные пятна кровоизлияний, не которые из них изъязвляются и причиняют резкую боль. Раньше цинга уносила много человеческих жизней.
Витамин А ретинол, аксерофтол
В организме человека обра зуется из распространенного природного пигмента каротина, нахо дящегося в больших количествах в свежей моркови, помидорах, салате, абрикосах, рыбьем жире, сливочном масле, печени, почках, желтке яиц.
При недостатке витамина А у детей замедляется рост, разви вается «куриная слепота», т. е. резкое падение остроты зрения при неярком освещении, приводящее в тяжелых случаях к полной, но обратимой слепоте.
Содержится в желтках, коровь ем молоке, рыбьем жире.
Одной из наиболее распространенных болезней детского возраста, в некоторых странах поражающей более половины детей в возрасте до 5 лег, является рахит. При рахите нарушается процесс формирования костей, кости черепа становятся мягкими и податливыми, конечности искривляются.